mobil 1 peak life 5w 50 mobil 5w50 отзывы
 
купить mobil 1 peak life mobil 1 peak life интернет магазин автомасел
 
Бризговики купить запчасть KEA710001 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
best bitcoin mixer
 
freemp3 music download
 

Интернет: новые возможности и перспективы – людям!

Всероссийский Фестиваль интернет-проектов

«Новая Реальность»
 
 
 
 
 
 
 

График проведения Фестиваля

25 ноября 2008
Москва
Церемония вручения Премии Рунета 2008
23 декабря 2008
Москва
Итоги 2008 года
1-4 апреля 2009
Москва
Российский интернет-форум

Сверхидея высшего образования в России

Данная статья, по-моему, очень здорово отражает проблемы современного образования во всех славянских странах.
Глазков М.Н.
 кандидат педагогических наук, доцент МГУКИ

Создание и утверждение государства российского немыслимо без высокого уровня образованности граждан. Сейчас наша держава распалась и одновременно мучительно прозябает высшее образование. Как ему подняться? Этот вопрос имеет для будущей России историческое значение.

В 1990-е годы появился целый куст новых для высшей школы проблем, обострились традиционные. Не буду много говорить о материальном упадке российских вузов, исключая разве что крупнейшие столичные. Оборудование изнашивается на глазах, помещения, неремонтируемые с "застойных" лет, неуклонно приближаются к аварийному состоянию. Здания, где проходят студенческие занятия, не отапливаются, случаются перебои с освещением, телефоны отключаются за неуплату. Не хватает денег на пополнение своих библиотек профессиональной литературой и периодикой. Вузовские буфеты и столовые стали непомерно дороги как для большинства студентов, так и преподавателей. Финансирование высшего образования из госбюджета постоянно ужимается, преподавателям и студентам задерживают выплату заработной платы и стипендии, либо платят её часть: 70, 50, 35 процентов. Катятся волны сокращений, увольняются опытные и перспективные педагоги, которые просто не могут выжить на свою зарплату. Из-за нехватки стипендиального фонда сокращается государственный прием студентов... Наши вузы, в прошлом лучшие в мире, превращаются в заброшенные кладбища!

Преподаватели вымирают "как класс". Если в советское и дореволюционное царское время профессия педагога была не только весьма уважаемой, но и высокооплачиваемой, то после перестройки её представители скатились в пропасть полунищеты.

В условия настоящей битвы за выживание поставлена значительная часть нашего студенчества. Стипендии хватает на проездной билет и на питание пять раз в месяц. Поэтому вместо главнейшего для учащихся дела - учебы, они вынуждены подшабашивать машинистками и охранниками, секретаршами и грузчиками, официантками и стриптизёршами. Найти нормально оплачиваемую и отвечающую их квалификации работу практически невозможно.

Говоря о проблемах материальных, нельзя не затронуть модное сейчас направление на "платность", когда студент сам оплачивает свою учебу в вузе. Нынешние реформаторы утверждают, что это не только поможет высшей школе выжить в условиях рынка, но и приведет к повышению уровня знаний студентов, их более ответственному отношению к занятиям, оплачиваемым "кровными" тысячами. Однако жизнь судит иначе.

"Платные" студенты после первых сентябрьских волнений быстро уясняют, что никто их не исключит и сильно не накажет, покуда они звенят монетой. Моментально снижая требования к себе, они перестают серьезно готовиться к занятиям, а то и вовсе их не посещают. Дело логично доходит до того, что студенты-толстосумы начинают покупать себе отличные оценки на экзамене, за деньги нанимают полунищих преподавателей делать им контрольные, курсовые и дипломные работы и т.д.

Всеми выдающимися педагогами давно было признано, что учение - это тяжкий черновой повседневный труд. Даже если преподаватель - мастер своего дела, умеет увлекательно представить предмет, для студентов его занятия не превратятся в увеселительные мероприятия. Самый лучший вуз никогда не станет для пришедших в него чем-то вроде театра эстрады или дискотеки. Нагрузка, ложащаяся на учащихся, сгрызающих гранит науки, огромна. Естественно, что юноши и девушки испокон веку стремятся в своем нежном и хрупком возрасте больше отдыхать и развлекаться. А тут "денежным" студентам предоставляется легальная возможность получить диплом, не особенно напрягаясь. Подумаем не торопясь, воспользуются ли они этой возможностью? Но тогда какие знания вынесут они из "облегченного" обучения? Насколько высока будет их цена как специалистов? Какова будет их отдача государству и народу?

Несомненно, учеба в высшей школе имеет не столько учебный, сколько учебно-воспитательный характер. Воспитание молодого поколения - первостепенная задача любого вуза. Так какой воспитательный эффект несет "платная" форма обучения? Не воспитывает ли она у студентов неуважение к знаниям, глубоко ошибочное и безнравственное представление, что все можно купить за деньги, неумение и нежелание созидательно и упорно трудиться?

Относительно разговоров про студенческие миллионы за платное обучение, которые, якобы, спасут высшее образование в наше переходное куда-то время. Посмотрите на российские вузы. Разнообразной коммерческой деятельностью они занимаются по меньшей мере с 1992 г. Но спасения что-то не видно. С каждым годом кризис высшего образования "почему-то" углубляется. Более того, местные и центральные власти умело используют разговоры о вузовской "коммерции" как предлог, чтобы выделять учебным заведениям поменьше копеек и рублей. Мол, зарабатывайте сами. Так кому выгодны платные формы работы вузов?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно затронуть и другие принципиальные моменты. Какой мы хотим видеть будущую интеллигенцию России: кучкой элитарных "счастливцев праздных" или действительно народных представителей, живущих одной жизнью со своей землей? И будет ли доступно высшее образование значительной части народа, если сохранится реформаторская тенденция на расширение вузовской коммерции, на постепенное "вымывание" бесплатных форм обучения? А скольких новых Ломоносовых, не имеющих возможности платить большие деньги за свою учебу, не досчитается наша страна? И в итоге не снизится ли заметно общий интеллектуальный потенциал России? В условиях современной экономической и военно-политической ситуации в мире это будет означать наше долгосрочное стратегическое поражение.

Печально видеть увеличивающееся материальное расслоение между студентами. Одни восемнадцатилетние ребята приезжают на иномарках, другим буквально нечем платить за автобусные билеты. Студенты одного вуза распадаются на отдельные группы в соответствии с материальным цензом. Это рождает нездоровую, социально-напряженную атмосферу внутри вуза, снижает эффективность учебно-воспитательного процесса. Понятно, что в относительно бесконфликтной среде учащиеся легче и лучше впитывают знания, быстрее поднимают свой интеллектуальный "потолок". И наоборот, обстановка междоусобицы в студенческом коллективе отражается не только на учащихся и преподавателях, но и на всей деятельности высшей школы.

Страшнее же всего то, что впоследствии социальное неравенство, точнее социальная несправедливость (какое может быть неравенство между восемнадцатилетними мальчишками и девчонками одного вуза), без сомнения, окажет влияние на благополучие и стабильность нашего общества, создаст опасные противоречия и противостояние среди будущей интеллигенции.

Итак, платность в обучении должна быть в том смысле, что государство должно платить студентам за их тяжелый и социально-необходимый труд - овладение знаниями. И эта плата должна быть достаточной, чтобы они могли нормально учиться и не отвлекаться на разные сомнительные "подработки".

Но в общем, несмотря на тяжесть существующих сегодня материальных проблем вузов, с их устранением неясностей нет. Надо лишь выделять из госбюджета материальные ресурсы в необходимых для высшего образования объемах. Подчеркнем, что именно государство, а не благотворительные фонды и частные лица при всей их благожелательности, должно взять на себя решающую заботу об учебных заведениях. Российской историей доказано, что только в этом случае высшая школа получает надежный материальный фундамент, гарантирующий поступательное развитие науки и культуры в интересах страны и народа. Россия слишком богатая страна, чтобы экономить на образовании.
 Гораздо труднее определиться с содержанием высшего образования, его основополагающей стержневой идеей. Хотя они отчасти зависят и сковываются сейчас материальной полунищетой, но концептуальные вопросы требуют вдумчивого самостоятельного решения.

Одним из главных содержательных недостатков системы высшего образования является снижение студентами своего творческого потенциала в ходе учебы. Никаких парадоксов здесь нет. Приходя в вузы нестандартными, склонными к оригинальным идеям и мыслям, лучшие выпускники средних школ через пять лет превращаются в усредненных специалистов довольно узкой квалификации. Да, они увеличивают простое количество своих знаний, получают некие общеинтеллигентские представления об окружающем мире. Но творчески воспользоваться интеллектуальным багажом, выдвигать необычные гипотезы, синтезировать новое знание они, в массе своей, оказываются не в состоянии.

Источник: http://mozg.by/

 

Организаторы:

Информационные партнеры:

Обратная связь © 2010 - РА "Позитив". При использовании материалов ссылка на www.novreal.ru обязательна.